|
ЮРИЙ КУЗНЕЦОВ НЕЧТО О ПОЭТЕ Поэт Геннадий Касмынин глубоко переживал развал родной страны. А
появление целого племени незнакомых молодых людей с амбивалентной
нравственностью его озадачивало. “Да разве это люди? Тьфу!” — говорил он с горечью о так называемых
новых русских и все-таки вступал с ними в полемику. А зачем? Подлецам все равно
ничего не докажешь. Но как это бывает с незаурядными людьми, трагический надлом
разбудил в нем подспудные силы. Лучшие его стихи из последней прижизненной
книги “Гнездо перепелки”, вышедшей в 1995 году, лично для меня были открытием.
До этого я знал Касмынина как одного в ряду многих небесталанных, но тут он
явно выдавался из ряда. Он взломал бытовую ограниченность, присущую прежним
стихам, и обрел большое дыхание. Образность уплотнилась, пространство смысла
расширилось, а слово заиграло самоцветными гранями. Это ли не перл живой русской
лукавинки? А ну-тка, Анютка-молодка, Ответствуй, где спрятана водка. Стаканчик, другой поднеси... Когда я ему говорил, что его звезда взошла где-то между Тряпкиным и
Рубцовым, он улыбался, как дитя: — Ты это серьезно? — Серьезней и быть не может, а точней время скажет. Он заведовал отделом поэзии в журнале “Наш современник”. Бывало, зайду
к нему в кабинет и спрашиваю: — Как ты думаешь, прорвемся мы в третье тысячелетие? Он не мерил тысячелетиями, но отвечал решительно: — Прорвемся! И, прищурив глаз, долго глядел в несуществующую точку. Предчувствовал ли он свою смерть? Кто знает... Но однажды в нем
проснулся древний охотник на крупного зверя, и он затеял опасную игру со
смертью в стихотворении “Окно для шагов”. Во всяком случае, он сделал первый
ход. Но второй ход был не его... И тут не рубцовское совпадение: “Я умру в
крещенские морозы...” и даже не рубцовская безысходность: “Сам ехал бы и
правил, да мне дороги нет...” Тут воля и свободный выбор. Но Касмынин не прорвался в XXI век. В нем, внешне здоровом, цветущем,
поселилась коварная болезнь, которая до поры до времени никак себя не
проявляла, а потом, когда он почувствовал что-то неладное и обратился к
врачу, было уже поздно! Его жизнь
стремительно угасала. Он успел только спасти свою душу: крестился и исповедался
духовному лицу. Что это была за исповедь — останется тайной. Но мы можем
догадаться по его стихам, где все открыто и дышит прямодушием и совестью. Его похоронили в ясный сентябрьский день на подмосковском кладбище, в
белом чистом песке, рядом с сосновым бором. Даты его жизни 1948—1997. Над его
могилой много неба и воздуха, как и в его стихах о березе над обрывом. Но не весь он умер. Своей лучшей частью — стихами он остался на земле и
в этом смысле прорвался в новый век. Насколько его стихи жизнеспособны, покажет
только время, но, надеюсь, многие годы им обеспечены. Иначе и быть не может.
Иначе плохо будет младому незнакомому племени без касмынинской совести. ГЕННАДИЙ КАСМЫНИН ГНЕЗДО ПЕРЕПЕЛКИ Не слыхать перепелок во
ржи, Только
спутник проносится, тикая, И деревня
стоит у межи Обреченная,
темная, тихая. Это все
отболело давно, Это месте
зовется Горелое, Даже
кладбище здесь сожжено, Плешь
осталась песчаная, белая. Поднялась
высоко лебеда, Мы из
лучшего в худшее сосланы, То протаем
весной изо льда, То костями
желтеем под соснами. Не прощу
я, пока не умру, Не забуду,
пока не забудется, Как
свалилась ничком на юру Догнивать
у колодезя улица. Лет
полсотни пройдет или сто, Вы и
мертвые вспомните, сволочи, Деревеньку
свою, гнездо Разоренное,
перепелочье. ОКНО ДЛЯ ШАГОВ Отчаянье бывало
окончательным, Когда
хотелось выйти из окна, Отчаянье
бывало замечательным И
превращалось в рюмочку вина. Отчаянья
тогда как не бывало, И
наступала слабая печаль, Она меня
уже не добивала, И я ее
почти не замечал. Сменялись
настроения, как омуты Сменяет
быстролетный перекат, И вот уже
я выходил из комнаты И падал на
завалы баррикад. Под
тряпкой, обгорелой и простреленной, Лежал я
возле дома богача, Ковровою
дорожкою постеленный Под
будущие ножки Ильича. Моя рука
сжимала вороненое И бьющее в
Историю ружье! Не вышло,
не случилось... О вранье мое, И все-таки
не ваше, а мое! Да мало ли
в какие после черного Отчаянья
входил я времена, И яблока
хотелось мне моченого, И тюри с
квасом или толокна. Живу
теперь на грани обретения Всего
того, что так хотелось мне, И не могу
переступить растение В открытом
настежь для шагов окне. БЕРЕЗА Было так: я дошел до
обрыва, Ровно шаг оставался, никак, Тут и встретилось дивное
диво Всё в веснушках, лучах,
мотыльках. Я вцепился, почти улетая, Обнял ствол за предельной
чертой И остался с тобой, золотая, Нежно-ржавый, почти
золотой. Пахнет севером и
бездорожьем, Никого не видать за версту, И уйти от обрыва не можем, И не можем шагнуть в
пустоту. Неподвижно в небесной
пустыне Мы летим высоко-высоко Вместе с ветром в
безоблачной сини, А внизу — глубоко-глубоко. |