НАШ СОВРЕМЕННИК
Очерк и публицистика
 

Михаил ДЕЛЯГИН,

руководитель Института проблем глобализации,
доктор экономических наук

ВОЗРОЖДЕНИЕ РОССИИ

Основы идеологии

1. Созидание российской цивилизации

 

Россия участвует в жесточайшей внешней конкуренции, ведущейся не только за рынки сбыта и ресурсы развития, но и за само право на существование. Приобретая цивилизационный характер, эта конкуренция становится “войной на уничтожение”, развязанной сильными против слабых.

Осознанное и целенаправленное уничтожение Югославии Западом, волны международного терроризма, поощрение афганской наркомафии пос­ле уничтожения режима талибов, агрессия США против Ирака и многие другие события при всей своей разнородности доказывают: единственное право, действующее в современном мире, — это право силы.

Это не только военно-политическая и экономическая, но и информа­ционно-пропагандистская мощь, способная не просто навязать другим свои интересы, но и убедить их в том, что следование им является единственно разумным и возможным образом их действий.

Чтобы стать сильным, способным осознавать и реализовывать собствен­ные интересы, а не интересы конкурентов, российское общество должно осознать свои особенности не как слабость, но как силу и научиться исполь­зовать их как ресурс в глобальной конкуренции.

Запад, даже если и захочет, не способен помочь России — и не только из-за эгоизма и стремления к наживе, лежащих в основе современной цивили­зации. Это связано и с его цивилизационным упадком, скрываемым накоп­лен­ными ресурсами и позитивной инерцией. Этот упадок проявляется в омертв­лении общественных процессов, распространении апатии и скуки, во всеобщей формальной и неформальной регламентации, останавливающей прогресс. При всех трудностях и недостатках биение жизни в полной мере ощущается сегодня только в России.

Что бы ни утверждали наши корыстные конкуренты и их хорошо оплачиваемые подголоски, Россия — не ничтожный нефтяной придаток фешенебельных стран, обреченный как о несбыточном счастье грезить о судьбе Португалии. Россия — самоценный мир, самостоятельная, хотя еще далеко не полностью проявившаяся цивилизация, отнюдь не обязанная следовать чужим прави­лам. Ее самовыражение, выявление собственной идентичности, выпавшее на долю нынешнего поколения граждан России, – самый важный процесс мирового развития во всем обозримом будущем.

Важность этого процесса обусловлена еще не полностью осознаваемой нашим обществом трагичностью современного положения России. Обладая целой группой уникальных ресурсов (территория для евроазиатского тран­зита, природные кладовые Сибири и Дальнего Востока, навыки создания новых технологий), наша страна является объектом всех идущих сейчас цивилиза­ционных экспансий: финансово-экономической – Запада, социально-религиозной – ислама (после поражения коммунизма он стал единственной глобальной силой, обещающей удовлетворение тяги к социальной справед­ливости), этнической – Китая.

Из-за слабости, дурного управления и незавершенности самоиденти­фикации Россия в ближайшие годы не может остановить ни одну из этих экспансий. Именно на территории России конкуренция цивилизаций примет форму непосредственного столкновения. “Фронт” цивилизационного едино­борства пройдет не по географическим рубежам, но внутри самого россий­ского общества, сделав его одним из ключевых факторов развития чело­вечества.

2. Реализация базовых ценностей
российского общества

 

Оздоровление, модернизация и успешное развитие России требуют воплощения в жизнь базовых ценностей российского общества и их синтеза, объединения в единую, непротиворечивую, четко осознаваемую и ясно выражаемую идеологию.

2.1. Социальная справедливость

 

Сегодня всякое продвижение вперед в политическом плане означает для российского общества продвижение влево, к большей социальной справед­ливости.

Главная задача современного российского общества — обеспечение социальной справедливости на основе значительного повышения уровня жизни людей, в первую очередь мало- и среднеобеспеченных, гарантирующего им самим удовлетворение хотя бы основных физических и социальных потребностей, включая воспитание детей полноценными и адаптированными членами общества, а обществу — большую внутреннюю однородность и стабильность, преодоление демографического кризиса, возобновление массового технологического прогресса.

Достижение этих целей — неотъемлемое условие конкурентоспособности общества в современном мире.

Общество с высокой социальной дифференциацией генерирует внутрен­нюю напряженность, преодоление которой отвлекает его ресурсы от задач раз­вития и ведет к отставанию от конкурентов.

Продолжение вымирания населения России свидетельствует о сохранении серьезных внутренних проблем, ограничивает масштаб и разнообразие человеческого потенциала страны, снижает ее конкурентные возможности и не позволяет защищать свои ресурсы.

Наконец, ключевым фактором конкуренции сегодня выступает технологи­ческий прогресс, а главным ресурсом – организованный и при этом раскрепощенный интеллект. Между тем в современной России интеллект если и сохраняется, то, во всяком случае, не воспроизводится.

2.2. Социальная ответственность

 

Демонстрируемое многими руководителями страны пренебрежение идеалами ответственности, длительное насаждение самого разрушительного эгоизма привели к столь страшным последствиям, что российское общество начало осознавать значимость ответственности как ключевой общественной ценности. Именно всеобщая ответственность друг перед другом и перед обществом за судьбу своей Родины соединяет отдельных людей в общество, отдельные фирмы — в бизнес, чиновников — в государство, а всех вместе — в Россию.

У нашей Родины нет надежно защищаемых границ, последовательно исполняемых законов и общих обычаев, общей идеологии и даже осознаваемых общих интересов. Россия сегодня — не столько территория, сколько сообщество отличающихся друг от друга людей, объединенных общими ценностями и взаимной ответственностью за свою судьбу. Даже когда мы решим нынешние проблемы, научимся защищать границы, вырабатывать разумные законы и выполнять их, когда определим свои общие интересы, Россия будет более широким понятием, чем территория, на кото­рой платят рублями, смотрят федеральное телевидение и ругают начальство.

Возрождение России начнется, — а точнее, уже начинается — не с “удвоения ВВП в семь раз” или очередного сокращения инфляции, но с само­осознания и самоидентификации, то есть в первую очередь с достижения нами четкого понимания взаимной ответственности, которая сегодня лишь неявно ощущается, и превращения этого понимания в доминанту общест­венной жизни.

2.3. Избавление от лжи

 

Развитие нашего общества возможно только после того, как оно вырвется из пучины тотальной лжи и взаимного недоверия, в которое оно погружено 15 годами национального предательства, разврата и коррупции. Возрождение России начнется, когда в ней можно будет жить и зарабатывать на достойную жизнь честно и открыто, не боясь ни государственного, ни частного насилия.

Для превращения честности в норму жизни необходимо гаранти­рование прав собственности, исключающее возможность отчуждения имущества, кроме приобретенного за счет преступлений против личности, наркоторговли и контрабанды оружия.

За это бизнес обязан будет в разумный срок — ориентировочно в течение года — представить государству полную информацию о своей собственности в России и вне ее, включая находящуюся в непрямом владении и спрятанную через офшоры. Бизнесмен, сообщивший неверные данные, должен быть наказан за обман государства, а скрытые им имущество и активы — конфис­кованы.

Гарантия права собственности — при прозрачности ее структуры — позволит бизнесу отказаться от дорогостоящих схем, скрывающих незащи­щенное сейчас имущество, снизить связанные с этим значительные издерж­ки, оптимизировать структуру компаний и повысить их капитали­зацию, упростить управление и повысить его качество.

Правящая бюрократия лишится главного источника взяток, что подорвет ее материальное положение и создаст предпосылки для оздоровления политической системы страны.

Общество получит оздоровление морального климата, резкое ускорение развития и неискаженное представление о действительной структуре экономики, необходимое для прогнозирования ее развития и планирования своих действий.

2.4. Патриотизм и позитивный реваншизм

 

В “холодной войне” СССР потерпел даже более сокрушительное пора­жение, чем Германия, Япония и Италия — во Второй мировой. Несмотря на огромные жертвы и разрушения, фашистские страны сохранили суверенитет (хотя в первое время он и был ограничен), основную часть территории и идентичность. Уже через 10 лет после поражения все они были эффективными, справедливыми и динамично развивающимися обществами, обеспечившими своим гражданам высокий уровень жизни и успешно восстанавливающими позиции на мировой арене.

Советский же Союз разрушился как территориально, так и внутренне: советский народ, действительно бывший “новой исторической общностью”, перестал существовать. Все части бывшего СССР испытали чудовищную деградацию, падение уровня жизни, утрату современных технологий и архаизацию общественных институтов. Демографическая цена (численность преждевременно умерших и неродившихся) реформ только в России превышает 12 млн чел. — и составляет более 8% населения.

За прошедшие годы Россия, объявившая себя наследницей СССР, утратила практически все унаследованное от него влияние за пределами своей терри­тории (в том числе и в СНГ), что лишило ее многих рынков и необхо­димых ресурсов, ограничило возможности развития и, соответственно, способствовало деградации.

Более того: она стала объектом безудержного разграбления не только своей собственной компрадорской буржуазией, но и транснациональными корпорациями, в интересах, а порой и под прямым контролем которых эта буржуазия действовала.

Граждане России ощущают, что живут в не просто потерпевшей глобаль­ное поражение, но и ограбленной, униженной и преданной собственными руководителями стране, сам факт существования которой по-прежнему вызывает у многих представителей наиболее влиятельных стран мира животную ненависть и раздражение.

Любая попытка расширения российского бизнеса даже не на глобальном, а лишь на постсоветском пространстве вызывает жесточайшее и откровенно враждебное противодействие. Простое присутствие российских компаний на рынках “третьих” стран возводится в ранг серьезной внешнеполитической проблемы. Дискриминация российского бизнеса стала нормой поведения развитых стран.

Это следствие не столько осознанной ненависти именно к России (кото­рая также имеет место, так как не до конца изжитый ужас времен “холодной войны” заставляет победителей стремиться к окончательному подавлению побежденного), сколько общего ужесточения глобальной конкуренции, не оставляющей относительно слабым ее участникам возможностей выживания.

Российское общество отвечает на нарастающее национальное унижение ростом самосознания, пробуждением национальной гордости и укреплением внутренней солидарности.

Это проявляется не только в понимании того, что страны, отменившие крепостное право лишь на 13 лет раньше России (Германия, Австрия) или даже позже ее (США), а также признавшие избирательное право женщин лишь в 1928 году (Великобритания), просто не имеют права “учить нас демократии” — да еще и с видимыми корыстными целями. Даже бизнесмены, недавно занимавшие космополитичные позиции, осознают невозможность долгосрочной реализации своих коммерческих интересов без становления России как глобальной силы, способной защищать национальный бизнес и прокладывать ему дорогу для внешней экспансии.

Самые отъявленные либералы начинают признавать приоритет общих интересов перед интересами отдельной личности, так как интересы последней просто не могут реализоваться в ущербном и угнетенном обществе. Массовая готовность жертвовать личным ради общественного является практическим доказательством высокого уровня патриотизма российского общества.

Этот патриотизм должен быть переведен в плоскость практической повседневной политики и дополнен позитивным реваншизмом, направлен­ным на “возвращение своего” — неотъемлемых рынков и ресурсов, необ­ходимых для успешного и устойчивого развития российского общества.

После распада СССР большинство бывших советских граждан оказалось в положении разделенной нации. И точно так же, как немцы через 40 лет кропотливой работы обеспечили воссоединение своего народа, и так же, как обеспечат его корейцы, воссоединение наших народов в рамках единой многонациональной культуры, поверх границ и корыстных интересов раз­вращенных национальных бюрократий обеспечим и мы — современные русские.

Трудности, которые предстоит преодолеть в ходе воссоединения, наглядно видны на примере Германии. Длительная жизнь порознь создает не просто взаимную неприязнь, но и глубокие фундаментальные различия, изживать которые придется поколениями. Но пример той же Германии показывает, что воссоединение разделенного народа высвобождает колос­саль­ную позитивную энергию, придающую огромный импульс общему развитию и позволяющему постепенно изживать самые глубокие и болез­ненные разногласия.

Исторический, геополитический и экономический реванш — катего­рическое условие нормального развития России, категорический императив всей современной российской политики.

Непосредственная причина этого — объективная неспособность многих из оставленных без внимания территорий, в том числе и граничащих с Россией, к самостоятельному развитию. Большинство из них не нужно Западу и, соответственно, не будет им развиваться. В результате они превращаются в “генератор неблагополучия”, а то и хаоса, который будет постоянно деста­били­зировать наше общество. Возобновление развития этих территорий возможно только за счет экономической и политической экспансии России (в том числе при сохранении их политической независимости), что требует выработки ее четкой внешнеполитической стратегии.

Но главная причина необходимости восстановления глобального влияния России заключается в потребности обеспечить ее внутреннюю социально-политическую стабильность и устойчивое экономическое развитие.

Общий принцип гармонизации интересов бизнеса и населения заклю­чается в том, что во внешнем мире государство должно реализовывать интересы бизнеса как наиболее активного и творческого элемента общества, поддерживая и частично направляя его экспансию, рассматривая ее как один из ключевых инструментов развития национальной экономики и повышения благосостояния. Внутри же общества государство должно поддерживать в первую очередь население с его стремлением к справедливости и более равномерному распределению ресурсов, ибо внутренне нестабильное, расколотое общество не может быть конкурентоспособным.

Поощрение государством внешней экспансии бизнеса в обмен на его согласие с приоритетностью интересов населения внутри страны — единственный эффективный способ гармонизации устремлений бизнеса и населения, единственный инструмент не просто поддержания долгосрочного социального мира, но и достижения общности интересов, цементирующих внутреннее единство общества.

К сожалению, подобное гармоничное развитие доступно лишь немногим странам. Ведь необходимую для него внешнюю экспансию могут осуществить только сильные государства. Страна, являющаяся объектом экспансии (классический пример — современная Россия), не только лишена возмож­ности быстрой гармонизации интересов бизнеса и населения, но и сталки­вается с качественно новыми проблемами, порождаемыми этой внешней экспансией. Доступный для нее выход из положения – объединение усилий бизнеса и населения в противостоянии внешней экспансии ради сохранения в стране большей доли производимых ресурсов и направления их на нужды собственного развития. То есть в развязывании своего рода “национально-освободительной” войны в области экономики.

2.5. Права личности

 

Наряду с обеспечением социальной справедливости, ответственностью и патриотизмом условием гармоничного, эффективного развития общества является соблюдение прав личности. Они должны, безусловно, соблюдаться в той мере, в которой они не противоречат интересам общества и правам других людей. Более того: современные технологии требуют массового творчества и раскрепощения человека, что делает неотъемлемым условием конкуренто­способности расширение реальных личных свобод.

Вместе с тем следует учитывать принципиальное отличие понятия “прав личности” от традиционного термина “права человека”, являющегося резуль­татом механического (и отчасти осознанно деструктивного) переноса запад­ных стандартов демократии на отечественную почву. Эти стандарты были выработаны на основе предположения о безусловной способности большин­ства общества самостоятельно защищать свои права и жизненно важные интересы.

Соответственно, западное понимание “прав человека” и демократии исходит из необходимости защиты исключительно прав меньшинства, ограни­чиваемых большинством. В ситуации, когда интересы большинства защи­щаются автоматически, это соответствует интересам общества в целом.

Однако в России большинство в силу объективных причин не способно в полной мере защищать свои интересы. В этих условиях энергичная и эффек­тивная защита прав меньшинства объективно превращается в ущемление и в конечном счете в отрицание прав большинства, — по сути дела, в антиоб­щественную, деструктивную деятельность (так как общество в целом — это в первую очередь его большинство, а не меньшинство).

Интересы большинства российского общества требуют защиты не разрушительных для него “прав человека”, но жизненно необходимых для его нормального развития неотъемлемых прав личности — на жизнь, жилье, образование, здравоохранение, труд, доступ к информации, участие в управлении, самовыражение и т. д.

2.6. Справедливость в межнациональных
       и межконфессиональных отношениях

 

Представители различных народов, различных культур в силу различия национальной психологии по-разному реагируют на одни и те же воздей­ст­вия. Игнорирование этого самоочевидного факта резко снижает эффектив­ность государственного и корпоративного управления, подрывает конкурен­то­способность общества.

Сказанное ни в коей мере не означает, что один народ, культура или религия “лучше” или “хуже” других. Расистское разделение народов является абсолютно неприемлемым, ибо порождает внутренний раскол в обществе, превращая в иррациональных, неспособных к долгосрочному компромиссу врагов огромные группы людей, которые при терпимом отношении и эффек­тивном управлении были бы союзниками и работали бы на общее благо.

Отторгая от соответствующего общества потенциальных союзников (или нейтралов) в глобальной конкуренции, расистские и ксенофобские подходы подрывают его конкурентоспособность, кардинально сужая его человеческий и социальный потенциал.

По этой же причине объединение общества должно происходить на основе не этнических и религиозных признаков, которые отдельно взятый человек в большинстве не имеет возможности изменить, но на базе универсальных ценностей, наиболее полно выражаемых понятием “образа жизни”.

Однако формирование общества на основе принципа открытости не только не отменяет, но и многократно повышает значимость национальной политики, полномасштабного и скрупулезного анализа особенностей нацио­нальных, культурных и религиозных групп и их полного учета в практике государственного управления.

Отсутствие внятной национальной политики в многонациональном госу­дарстве и стремление закрыть глаза на ее необходимость порождает все более болезненные проблемы межнациональных отношений и провоцирует наиболее варварские и разрушительные для общества способы их решения.

Здоровые политические силы России должны заставить государство учитывать в своей политике различия в восприятии одних и тех же управленческих сигналов представителями различных народов и культур. Это исключительно деликатная задача, и политические представители общества обязаны в полной мере сознавать свою ответственность за обеспечение межнационального мира в стране.

В то же время предъявление соответствующих требований к государству в недостаточно деликатной форме является неизмеримо меньшим злом, чем соучас­тие в замалчивании обостряющихся проблем межнациональных отношений.

Россия пережила подлинный геноцид невайнахского, прежде всего русского населения Чечни в 1991—1994 годах, переживает расцвет этнической преступности (в том числе связанной с распространением наркотиков) и многочисленные этнические погромы. Межнациональное и межконфессио­нальное сотрудничество — единственный способ гармонизации внутренней жизни России и единственный способ урегулирования гражданских конф­ликтов в некоторых национальных обществах.

Русская культура, вбирающая в себя достижения отдельных нацио­нальных культур и в свою очередь обогащающая их, — конституирующий, созидающий элемент российского общества и формирующейся российской цивилизации. В этом качестве она нуждается в особом внимании со стороны государства, в защите от опошления и размывания, в поддержке и развитии (но ни в коем случае не в музейной консервации) ее основополагающих элементов. Для этого могут быть использованы механизмы, применяемые во Франции и Германии (в последней даже введен специальный термин “Landkulture”, означающий традиционно доминирующую, конституирующую общество немецкую культуру). Необходимо также жесткое структурирование по культурному признаку миграционной политики.

Наш идеал — конструктивная, позитивно ориентированная терпимость, ува­жение неантагонистических и не разрушительных для общества различий цен­ностей и образа жизни образующих его народов и культур, неутомимое и изобре­тательное использование этих различий для выработки и достижения общих целей.

 

3. Ключевые вопросы идеологии

3.1. Крупный бизнес — основа конкурентоспособности общества,  
      олигархия — смертельная, но излечимая болезнь

 

Крупные корпорации — основа конкурентоспособности современного общества. Они технологически и коммерчески необходимы, их успех — категорическое, хотя и далеко не достаточное условие успешности общества.

Олигархия — круг бизнесменов, получающих значимую долю своих доходов за счет контроля за частью системы госуправления. Неотъемлемая составляющая олигархии — формально не являющиеся бизнесменами коррумпированные чиновники, рассматривающие свою службу в госаппарате как специфический бизнес, как способ личного обогащения. Олигархия — абсолютное зло.

Уничтожение олигархии возможно только политическим путем — устра­нением “теневых” механизмов сращивания государства и крупного бизнеса, перевода их взаимодействия в открытый и прозрачный режим, регулируемый на основе интересов общества.

Так как именно неэффективное и коррумпированное, антиобщественное по своему духу государство превращает бизнесменов в олигархов, искоре­нение олигархии требует оздоровления прежде всего органов государст­венного управления. Коррумпированная бюрократия должна быть “раску­лачена”, а присваиваемые ею потоки взяток перенаправлены в бюджет в качестве налогов.

Стратегическая задача государства — укрепление и развитие нацио­нального бизнеса, содействие его выводу на все новые уровни: с местного на региональный, с регионального — на общенациональный и далее на глобальный уровень, с тем чтобы он служил интересам общества наиболее эффективно. При этом государство должно решать сложнейшую задачу выработки отсутствующего сегодня механизма взаимодействия с частной корпорацией, вышедшей на глобальный уровень, обеспечивающего гармонизацию интересов общества и данной корпорации.

Государство не имеет права рассматривать бизнес как “дойную корову”, но и не должно позволять ему определять общенациональную экономическую “повестку дня”. В противном случае подчинение политики узким интересам бизнеса превращает государство в неадекватную и разрушительную силу.

Следует исходить из того, что “собственность обязывает”, и бизнес должен брать на себя целый ряд обязательств, сознавая свою ответственность перед обществом и частично компенсируя недостаточность развития последнего. В случае отрицания бизнесом своей социальной ответственности государство должно принуждать его к ней.

Сотрудничество государства и бизнеса на благо общества должно предусматривать разработку крупномасштабных проектов общественного развития, участие в которых выгодно для бизнеса.

Сегодня нувориши, получившие лучшие советские предприятия в подарок от реформаторской бюрократии, не развивают их и отрицают нераз­рывно связанную с владением социальную ответственность. Тем самым они демон­стрируют обществу, что сами не признают эти предприятия своей собст­венностью. Не только общество считает их собственность нелегитимной — они сами воспринимают ее так же!

Государство должно воспитывать бизнес, корректируя и направляя его деятельность при помощи введения соответствующих норм и механизмов регулирования. При наличии сопротивления оно может прибегать к более жестким воздействиям, среди которых могут быть:

— введение монополии внешней торговли на экспорт сырья и продукции первого передела;

— распространение государственной собственности на все добываемое в России сырье при переходе частных сырьевых корпораций на положение работающих с давальческим сырьем;

— национализация, в том числе безвозмездная, на основе рассмотрения с юридической точки зрения итогов приватизации.

Следует понимать, что указанные меры возлагают на государство значи­мые  функции оперативного регулирования и, соответственно, требуют в качестве непременного предварительного шага кардинального повышения эффектив­ности госуправления. До наведения порядка хотя бы в сфере управления госсобственностью (и особенно госкорпорациями, имуществом за рубежом и государственными унитарными предприятиями) и подчинения этого управ­ления интересам общества, а не отдельных чиновников и их групп реализация вышеназванных мер опасна. Она может привести не к повы­шению, а к радикаль­ному снижению эффективности общественного использо­вания имеющихся ресурсов (так, эффективность государственного управле­ния РАО “ЕЭС России”, “Газпромом”, “Роснефтью” и рядом других крупных государст­венных компаний ниже, чем эффективность управления крупными частными корпорациями).

3.2. Либеральный фундаментализм — чума XXI века

 

15 лет назад Россия вступила на рыночный путь со значительным опозда­нием. Развитые страны, пользуясь “правом первооткрывателя” и доминирую­щим политическим влиянием, длительное время направляли наше развитие. Как правило, они делали это в корыстных интересах, заботясь о сдерживании России в наиболее выгодном для себя “промежуточном” положении, в котором она еще не подошла к краху (его последствия могли бы оказаться разрушительными и для соседей), но уже не способна не только защищать, но даже осознавать свои неотъемлемые национальные интересы.

Для поддержания такого межеумочного положения широко использо­валась идеология либерального фундаментализма. При этом она практико­валась как универсальная для всех времен и народов истина в последней инстанции.

Исходя из “презумпции избыточности государственного регулирования”, либерализм требует минимизации роли государства в жизни общества, что чревато отказом бюрократии от выполнения неотъемлемых и исключительных функций государства.

Либерализм опирается на представления о самодостаточности каждого человека, что не имеет отношения к реалиям России, где большинство людей пока еще жестко привязано к масштабным системам жизнеобеспечения.

Либерализм не учитывает степени социальной деградации РФ. Действи­тельно, в обществе, где бедных лишь 5%, их бедность может восприниматься как их собственная проблема. Однако когда бедных более 60% — это проблема всего общества, и для решения ее необходим мощный инструмент в лице государства.

Наконец, в условиях жесткой глобальной конкуренции проповедуемое либерализмом в качестве панацеи открытие национальных рынков является большой и разрушительной ложью. Практика (как постсоветского прост­ранства, так и начавшей вымирать Африки) уже многократно подтвердила очевидное: слабая экономика, поставленная в равные условия с более сильными, без поддержки государства не выдерживает конкуренции с ними и погибает.

Все эти недостатки в полной мере проявились за последние 15 лет, в течение которых в нашей стране последовательно проводятся разруши­тельные либеральные преобразования. Их разрушительность многократно усугублена особенностями российских либеральных фундаменталистов, боровшихся с социализмом не столько в силу неприятия его недостатков, сколько в силу неприятия своей собственной Родины, своего собственного народа.

В начале 90-х они разрешили людям обманывать и обворовывать друг друга и государство, назвав это рынком и демократией. Стремясь к разру­шению страны, они осознанно выступали против права как такового; так, амери­кан­ский советник Гайдара писал о необходимости “вытеснить из общественного сознания мотив права мотивом выгоды”. Прошло более 10 лет, и в 2004 году идеологи российской олигархии открыто говорят о допусти­мости нарушения законов, так как без их нарушения невозможно, де, вытравить из общества “остатки коммунизма”.

Именно эта последовательность разрушила в нашей стране важнейшее чувство, делающее население единым обществом, — доверие, причем даже не столько к государству, сколько друг к другу. Это ведет к опасному разре­жению социальной ткани общества, к слабости сотрудничества, затруднен­ности, а то и полной невозможности даже необходимых совместных действий, — и, как следствие, к драматической дезорганизации и долговременному сни­жению конкурентоспособности общества.

В результате в сегодняшней России либерал — это человек, осу­ществ­ляющий или, как минимум, поддерживающий пятнадцати­летний геноцид собственного народа и открыто гордящийся этим.

Несмотря на это, либерализм весьма популярен в слабых странах. Главная причина — то, что он является наиболее естественным образом действия бизнеса и энергичных, успешных людей в целом. (Разрушительность либера­лизма в слабых обществах усиливает то, что уровень конкуренции, прием­лемый для их элиты и даже необходимый для ее нормального развития и поддержания ее “в тонусе”, часто оказывается невыносимым для общества в целом. В результате, ориентируясь на собственные конкурентные способ­ности, либеральная элита относительно слабых обществ разрушает их.)

Либерализм дает массу привлекательных образцов для подражания: раз его исповедуют успешные люди, простейший способ добиться успеха самому — подражать им и в этом.

Существенно, что либерализм — едва ли не единственная религия (за исключением разве что кальвинизма), полностью снимающая с сильных всякую ответственность за слабых.

Либерализм, исходящий из презумпции избыточности государственного регулирования, предоставляет чиновникам идеальное оправдание их лени и безграмотности: чем меньше они делают, тем лучше соответствуют его требованиям.

Наконец, популярности либерализма способствует пропаганда стратеги­ческих конкурентов, использующих его как инструмент взламывания нацио­нальных рынков. Россия беззащитна перед этой пропагандой и сегодня.

Принимая и развивая позитивные, созидательные элементы либерализма — права личности, необходимость защиты честно заработанной собственности, справедливую конкуренцию, нетерпимость к злоупотреблению монопольным положением и коррупции, — надо последовательно отвергать его разру­шительные стороны, превращающие современный либерализм в оружие недобросовестной конкуренции со стороны глобальных монополий.

3.3. Становление демократии: от благосостояния масс —
       к расширению политических прав и свобод

 

За последние 15 лет российские демократы скомпрометировали понятие “демократия” в глазах российского общества, превратив его в синоним хаоса, произвола, насилия, торжества низменных инстинктов, безответственности и безграмотности.

Между тем демократия — не формальный набор норм и институтов, истори­чески сложившийся в развитых странах и теперь навязываемый ими остальному миру, но положение, при котором мнения и интересы членов общества учитываются его управляющей системой в наибольшей степени. Демократия нужна не потому, что она наиболее приятна для образованной и обеспеченной части общества, но потому, что она обеспечивает наиболее эффек­тивное управление и, соответственно, наибольшую конкуренто­способность общества, а значит — и наибольшее благосостояние его членов.

На разных этапах развития общества такая жизненно необходимая, содержательная демократия достигается различными способами. Попытки “перепрыгнуть через ступеньки” общественного развития и внедрить в недостаточно зрелое общество формальные стандарты, соответствующие уровню современных развитых демократий (в том числе парламентскую республику, разделение властей, независимость СМИ от государства и т. д.), нарушают естественный ход его развития и порождают либо диктатуру, либо хаос.

Подобный выбор неприемлем. Необходимо постепенное, органичное развитие демократических институтов, при котором они повышают эффек­тив­ность общественного управления и укрепляют конкурентоспособность страны.

При этом первичны экономические изменения, обеспечивающие рост благо­состояния, а не политические эксперименты, какими бы побуждениями они ни вдохновлялись.

 
  • Обсудить в форуме.

    [В начало] [Содержание номера] [Свежий номер] [Архив]

     

    "Наш современник" N1, 2005
    Copyright ©"Наш современник" 2005

  • Мы ждем ваших писем с откликами.
    e-mail: mail@nash-sovremennik.ru
  •