|
СЕРГЕЙ КОЗЛОВ
ПОЭЗИЯ ДУШИ
Дмитрий Мизгулин. “География души”. Избранные стихи. Изд. “Художественная литература”. М., 2005 Дмитрий Мизгулин. Избранные сочинения. Изд. “Художественная литература”. М., 2006
О Дмитрии Мизгулине
можно сказать двояко: питерский поэт, югорский Поэт впитывает в себя боль и радость, поражения и гордость своего народа, своей Родины. И говорит об этом так, что строфы его становятся не только близкими и понятными каждому, но всякий может произнести их, как свои. Этот поэт наделён особым видением мира и людей, что даётся от Бога и сродни пророческому дару, а прозрения его, облечённые в музыку слова, становятся достоянием читателей:
Времена распада, болезни нашей Родины, приходящиеся на бурные и одновременно печальные 90-е годы прошлого столетия, нашли ёмкое и точное отражение в стихах Дмитрия Мизгулина. Сгустками боли такие стихи прорезают общую канву избранных стихотворений, оттеняя лирику и философию, цементируя драматическую историю России ХХ века.
И кому из нас была не видна, не
понятна, не знакома эта боль? При этом
Россия пьёт запоем, тяжело, Оттого и “Тесно стало на кладбищах русских”. Так тесно, что “Места для боли в душе не осталось...”
Но русский поэт не был бы русским поэтом, если бы не помнил гордое слово Русь, не верил бы в неё, как Тютчев. Кстати, Дмитрий Мизгулин весьма оригинально продолжил строки великого русского поэта:
Поэт верит в Россию, как верят в Бога. Иначе жизнь теряет смысл. Так верили наши предки, коим досталось никак не меньше лиха, чем нам, и они не раз поднимали многострадальную Родину из пепла.
Однако, несмотря на светлую веру, Мизгулин не может отогнать тревожные мысли о будущем страны:
Вроде бы нечего возразить на эти мрачные пророчества. Но у поэта есть главное богатство – язык. И он обращается к нему, чтобы развеять тягостные предчувствия:
Ещё одна опора, на которой удерживается поэтический мир Дмитрия Мизгулина, – вера. Красота и полёт русских храмов золотыми куполами в безбрежное небо поднимаются из стихов поэта. Они, как свечи, зажжённые во Славу Божию. И тот, чьё сердце бьётся в единой гармонии с Нагорной проповедью, входя в храм, знает:
У души своя география. Особенно у души поэта. И в общей географии поэтической России у Мизгулина есть своя река. А если верить названию одного из сборников поэта – две реки. Скажем, это могут быть Иртыш и Нева, питающие поэтический мир Дмитрия Мизгулина. И всё же поэзия души пишется на безбрежном русском небе. Низком и усталом – на Югорском севере, тревожном и ветристом – над Питером (с заметным сквознячком из Петрова окна), на глубоком, намоленном и вечном – над всей Россией.
Ибо
И вместе с Дмитрием Мизгулиным я повторяю:
Русский композитор Валерий Гаврилин говорил: “Отличить настоящее от подделки просто: перестаёшь чувствовать себя чужим, знаешь, что сосед справа чувствует то же, что и ты...” Так было со мной, когда я углубился в книги Мизгулина: я чувствовал то же, что и он. По слову того же Гаврилина, русский характер складывается из “...святого отношения к жизни, из мудрости, из веселья, из лукавства, из зла, из борьбы с самим собою, из любви и из некоторых фантазий, которые переживает каждый русский человек”. Всё это есть у Мизгулина, поэтому он понятен и близок самому широкому кругу читателей, а я всего-навсего попытался сделать этот круг ещё шире.
Горноправдинск, Югра, 2007 |
[В начало] [Содержание номера] [Свежий номер] [Архив]
"Наш современник" N6, 2007 e-mail: mail@nash-sovremennik.ru |